Игры для развития психических процессов дошкольника
Занятия для развития мышления, внимания, памяти, моторики, описанные в этой статье, ориентированы на детей 3-6 лет, но некоторые простые задания можно предлагать уже двухлетнему малышу. Можно и нужно, взяв предложенные игры за основу, придумывать вместе с ребёнком что-то своё, используя самые неожиданные материалы и ситуации.
I. Развитие памяти и внимания.
1. На столе выставлены игрушки (две, три, четыре, пять … - количество наращивать постепенно). Ребенок проговаривает их названия. Потом он закрывает глаза, а взрослый убирает 1 игрушку (потом можно убирать 2-3). Открыв глаза, ребенок определяет, чего не стало. 2. На том же материале меняется задание. Взрослый добавляет 1(потом 2-3 игрушки). Ребенок должен угадать, что добавилось. 3. Поставить несколько игрушек и предложить ребенку запомнить, в каком порядке они стоят. Ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает игрушки. Предложить ребенку выставить их в правильном порядке. 4. Подобрать знакомые картинки из одной тематической группы (одежда или мебель, фрукты, овощи, другое). Быстро показать ребенку 2-3 картинки из общей стопки. Затем разложить все картинки перед ребенком. Он должен назвать или показать те, которые уже видел. 5. Взрослый называет 2 (3-4) слова, а ребенок среди картинок выбирает те, которые соответствуют данным словам. 6. Ребенок должен внимательно прослушать названные слова, запомнить их, потом повторить. Сначала дается 2 слова, потом 3, 4, 5. Например: стол, стул; стол, стул, диван; стол, стул, диван, шкаф. 7. Увеличить количество слов для запоминания, дать их по разным темам: самолет, машина, кошка, собака, рука, шкаф. 8. Показать ребенку сюжетную картинку. Затем, перевернув ее, ребенок должен вспомнить и назвать как можно больше предметов. 9. Взрослый называет несколько словосочетаний, а ребенок запоминает и воспроизводит. Например: белая тарелка, голубая сумка, зеленая трава. 10. Ребенок должен запомнить и выполнить ряд бытовых действий: положи ложку на стол, налей воду в чашку, посади куклу на кресло. 11. Предложить ребенку карточку с нарисованными геометрическими фигурами. Ребенок должен зачеркнуть все кружки или все квадраты и т.д. 12. По просьбе взрослого ребенок рисует три домика: маленький, средний и большой. Затем на другом листке бумаги он должен нарисовать домики в обратной последовательности. 13. Показать ребенку рисунки, а он должен догадаться, что забыл нарисовать художник (у куклы – ногу, у белки – хвост, у собаки – ухо и т.д.) Взрослый выкладывает из счетных палочек или спичек фигуры (сначала простые, затем сложные). Ребенок должен сложить такую же фигуру сначала по образцу, а затем по памяти.
II. Развитие мышления.
1. На столе разложены картинки, относящиеся к разным темам: одежда, мебель, фрукты, игрушки … Ребенку предлагается разложить картинки по стопочкам: что мы едим, надеваем и т.д. 2. Выложить ряд картинок, в котором 3-4 картинки относятся к одной теме, а одна – лишняя. Например: лук, картошка, капуста, машина. Ребенок должен выбрать и отложить лишнюю картинку, а также объяснить, почему она лишняя. 3. Предыдущее задание усложняется: даются картинки из близких групп. Например: шапка, платье, кофта, шуба; медведь, волк, лиса, кошка. 4. Работа с разрезанными картинками. Сначала дается картинка, разрезанная на 2, 3 (потом больше частей). 5. Для складывания предлагается разрезанная двухсторонняя картинка (на одной стороне - кошка, на другой – собака; корова – лошадь; утка - курица). 6. Показать первую часть из разрезанной картинки и предложить отгадать весь предмет (резать на 2-4 части).
III. Развитие моторной деятельности
У детей с нарушениями речи наблюдается отставание в развитии общей и мелкой моторики рук. Это проявляется в виде плохой координации движений, недостаточной ловкости.
Развитие общей моторики. 1. Ходить по прямой, по кругу под заданный ритм. 2. Стоять попеременно то на правой, то на левой ноге. 3. Подпрыгивать на двух ногах, затем попеременно на одной ноге. 4. Приседать и вставать под счет. 5. Ловить мяч сначала двумя руками, затем попеременно одной рукой. 6. Катать мяч по полу с попаданием в заданную цель (ворота). a. Перебрасывать мяч с одной руки на другую.
Развитие мелкой моторики рук. 1. Застегивать и расстегивать пуговицы (сначала большие, потом мелкие). 2. Используя ленты, шнурки научить ребенка завязывать и развязывать бант, узел. 3. Научить ребенка сжимать и разжимать кулаки. 4. Научить делать руками кольца из большого и остальных пальцев одновременно. 5. Делать движения «ладонь» - «кулак» несколько раз подряд. 6. Собирать с ребенком пирамидки, матрешки. 7. Выкладывать из кубиков дорожку, заборчик, скамеечку, столик, ворота. 8. Катать карандаш между ладонями. 9. Вращать карандаш большим и указательным пальцем. 10. Играть с мозаикой и паззлами. 11. Работать с раскрасками, рисовать. 12. Лепить из глины, теста, пластилина. 13. Нанизывать бусинки, пуговицы на нитку. 14. Сделать гороховый бассейн. В коробку из-под обуви насыпать горох и фасоль. На дно положить несколько мелких игрушек. Ребенок ищет эти игрушки, «купая руки в бассейне». 15. Раскладывать перемешанные горох и фасоль на 2 коробки. 16. Ежедневный массаж кистей рук, включая каждый палец. 17. Пальчиковая гимнастика. Внимание! Игры с мелкими предметами проводить только под наблюдением взрослых!!!
IV. Развитие знаний о форме, цвете.
1. Положить шарики или кубики разного цвета. Ребенок должен отобрать предметы заданного цвета. 2. Показать несколько кукол с бантиками разного цвета. Подобрать каждой кукле одежду такого цвета, какой у нее бантик. 3. Среди шариков одного цвета найти большой, средний, маленький. 4. Среди шариков и кубиков разного цвета и величины найти заданный (большой синий кубик, маленький зеленый шарик). 5. На картинке нарисованы 2 бабочки: одна с раскрашенным левым крылышком, вторая – совсем не раскрашенная. Надо определить различие, а затем сделать бабочек одинаковыми. 6. на картинке – яблоня с плодами желтого и зеленого цвета. На траве – контуры не раскрашенных яблок. Раскрась их в желтый и зеленый цвет. Определить, каких яблок больше: желтых или зеленых?
Хорошо играть с ребёнком, уделяя этому специальное время, но также многие задания можно предложить во время домашних дел, на прогулке или сидя в очереди. Используйте естественный познавательный интерес малыша для развития его психики. I. Развитие памяти и внимания.
1. На столе выставлены игрушки (две, три, четыре, пять … - количество наращивать постепенно). Ребенок проговаривает их названия. Потом он закрывает глаза, а взрослый убирает 1 игрушку (потом можно убирать 2-3). Открыв глаза, ребенок определяет, чего не стало. 2. На том же материале меняется задание. Взрослый добавляет 1(потом 2-3 игрушки). Ребенок должен угадать, что добавилось. 3. Поставить несколько игрушек и предложить ребенку запомнить, в каком порядке они стоят. Ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает игрушки. Предложить ребенку выставить их в правильном порядке. 4. Подобрать знакомые картинки из одной тематической группы (одежда или мебель, фрукты, овощи, другое). Быстро показать ребенку 2-3 картинки из общей стопки. Затем разложить все картинки перед ребенком. Он должен назвать или показать те, которые уже видел. 5. Взрослый называет 2 (3-4) слова, а ребенок среди картинок выбирает те, которые соответствуют данным словам. 6. Ребенок должен внимательно прослушать названные слова, запомнить их, потом повторить. Сначала дается 2 слова, потом 3, 4, 5. Например: стол, стул; стол, стул, диван; стол, стул, диван, шкаф. 7. Увеличить количество слов для запоминания, дать их по разным темам: самолет, машина, кошка, собака, рука, шкаф. 8. Показать ребенку сюжетную картинку. Затем, перевернув ее, ребенок должен вспомнить и назвать как можно больше предметов. 9. Взрослый называет несколько словосочетаний, а ребенок запоминает и воспроизводит. Например: белая тарелка, голубая сумка, зеленая трава. 10. Ребенок должен запомнить и выполнить ряд бытовых действий: положи ложку на стол, налей воду в чашку, посади куклу на кресло. 11. Предложить ребенку карточку с нарисованными геометрическими фигурами. Ребенок должен зачеркнуть все кружки или все квадраты и т.д. 12. По просьбе взрослого ребенок рисует три домика: маленький, средний и большой. Затем на другом листке бумаги он должен нарисовать домики в обратной последовательности. 13. Показать ребенку рисунки, а он должен догадаться, что забыл нарисовать художник (у куклы – ногу, у белки – хвост, у собаки – ухо и т.д.) Взрослый выкладывает из счетных палочек или спичек фигуры (сначала простые, затем сложные). Ребенок должен сложить такую же фигуру сначала по образцу, а затем по памяти.
II. Развитие мышления.
1. На столе разложены картинки, относящиеся к разным темам: одежда, мебель, фрукты, игрушки … Ребенку предлагается разложить картинки по стопочкам: что мы едим, надеваем и т.д. 2. Выложить ряд картинок, в котором 3-4 картинки относятся к одной теме, а одна – лишняя. Например: лук, картошка, капуста, машина. Ребенок должен выбрать и отложить лишнюю картинку, а также объяснить, почему она лишняя. 3. Предыдущее задание усложняется: даются картинки из близких групп. Например: шапка, платье, кофта, шуба; медведь, волк, лиса, кошка. 4. Работа с разрезанными картинками. Сначала дается картинка, разрезанная на 2, 3 (потом больше частей). 5. Для складывания предлагается разрезанная двухсторонняя картинка (на одной стороне - кошка, на другой – собака; корова – лошадь; утка - курица). 6. Показать первую часть из разрезанной картинки и предложить отгадать весь предмет (резать на 2-4 части).
III. Развитие моторной деятельности
У детей с нарушениями речи наблюдается отставание в развитии общей и мелкой моторики рук. Это проявляется в виде плохой координации движений, недостаточной ловкости.
Развитие общей моторики. 1. Ходить по прямой, по кругу под заданный ритм. 2. Стоять попеременно то на правой, то на левой ноге. 3. Подпрыгивать на двух ногах, затем попеременно на одной ноге. 4. Приседать и вставать под счет. 5. Ловить мяч сначала двумя руками, затем попеременно одной рукой. 6. Катать мяч по полу с попаданием в заданную цель (ворота). a. Перебрасывать мяч с одной руки на другую.
Развитие мелкой моторики рук. 1. Застегивать и расстегивать пуговицы (сначала большие, потом мелкие). 2. Используя ленты, шнурки научить ребенка завязывать и развязывать бант, узел. 3. Научить ребенка сжимать и разжимать кулаки. 4. Научить делать руками кольца из большого и остальных пальцев одновременно. 5. Делать движения «ладонь» - «кулак» несколько раз подряд. 6. Собирать с ребенком пирамидки, матрешки. 7. Выкладывать из кубиков дорожку, заборчик, скамеечку, столик, ворота. 8. Катать карандаш между ладонями. 9. Вращать карандаш большим и указательным пальцем. 10. Играть с мозаикой и паззлами. 11. Работать с раскрасками, рисовать. 12. Лепить из глины, теста, пластилина. 13. Нанизывать бусинки, пуговицы на нитку. 14. Сделать гороховый бассейн. В коробку из-под обуви насыпать горох и фасоль. На дно положить несколько мелких игрушек. Ребенок ищет эти игрушки, «купая руки в бассейне». 15. Раскладывать перемешанные горох и фасоль на 2 коробки. 16. Ежедневный массаж кистей рук, включая каждый палец. 17. Пальчиковая гимнастика. Внимание! Игры с мелкими предметами проводить только под наблюдением взрослых!!!
IV. Развитие знаний о форме, цвете.
1. Положить шарики или кубики разного цвета. Ребенок должен отобрать предметы заданного цвета. 2. Показать несколько кукол с бантиками разного цвета. Подобрать каждой кукле одежду такого цвета, какой у нее бантик. 3. Среди шариков одного цвета найти большой, средний, маленький. 4. Среди шариков и кубиков разного цвета и величины найти заданный (большой синий кубик, маленький зеленый шарик). 5. На картинке нарисованы 2 бабочки: одна с раскрашенным левым крылышком, вторая – совсем не раскрашенная. Надо определить различие, а затем сделать бабочек одинаковыми. 6. на картинке – яблоня с плодами желтого и зеленого цвета. На траве – контуры не раскрашенных яблок. Раскрась их в желтый и зеленый цвет. Определить, каких яблок больше: желтых или зеленых?
Хорошо играть с ребёнком, уделяя этому специальное время, но также многие задания можно предложить во время домашних дел, на прогулке или сидя в очереди. Используйте естественный познавательный интерес малыша для развития его психики.