Мамы и папы часто удивляются, почему это их малыш пишет «как
курица лапой», у самих-то родителей почерк очень даже ничего. Да и в продаже
сейчас ручки любых форм и размеров, цветов и даже запахов, и прописи в школе
красочные, в общем, есть все для удобства обучения письму. Только результата от
этого никакого.
В дореволюционной России детишки шли в школу с 9-10 лет.
Сейчас же никого не удивишь первоклашкой, которому «почти шесть». Конечно, мир
меняется и темп жизни прошлых столетий уже совершенно неприемлем. Однако,
следует заметить, что учебная программа год от года все сложнее, а детишки наши
здоровее не становятся.
Все это объясняется тем, что уже с подготовительной группы
детского сада будущих школьников стараются натаскать до требуемого школой
уровня письма. Далее малыш, попадая в «продвинутый класс», вынужден сам
тянуться за другими ребятами. Тут уж не до качества письма – справиться бы с
количеством!
Запомните, если вы хотите выработать ровный почерк у вашего
ребенка, то начинайте заботиться об этом заранее. Учитывая сложность
современных школьных программ, принимайтесь готовить руку малыша к письму уже
лет с пяти.
Прежде всего, настройтесь на снисходительное отношение к
вашему ребенку, ведь от начинающего ученика требуется терпение и аккуратность, а
такому крохе орудовать пером так же сложно, как лесорубу бензопилой «Дружба».
Так же необходимо убедиться в готовности малыша взять в руки
ручку: острота зрения и крепость ведущей руки к началу обучения письму уже
должны соответствовать требованиям, а не корректироваться в процессе. Известный
факт – научить непросто, а переучить практически невозможно.
С диагностикой зрения – все понятно, а вот на тренировке
руки необходимо остановиться поподробнее. Для укрепления пальчиков и кисти рук,
т. е. для развития мелкой маторики, можно использовать следующие упражнения.
Научите малыша
пользоваться ножницами. Для начала пусть вырезает крупные и довольно простые
детали, например, геометрические фигуры. Постепенно усложняйте задачу: детали
сложнее и меньше по размеру. Из вырезанных фигур составьте аппликацию. Помните
о технике безопасности!
Рисование. В
пятилетнем возрасте дети довольно-таки неплохо рисуют, штриховка – отличный
способ укрепить кисть руки. Не жалейте денег на книжки-раскраски, пусть
раскрашивает в свое удовольствие, совмещая приятное с полезным.
Рисование под
диктовку. Для этого понадобится лист в клеточку и карандаш. Поставьте на листе
исходную точку, дальше рисует ребенок, а вы диктуете: 1 клетку влево, 1 клетку
наискосок влево и вверх, 2 клетки вниз, 1 влево, 1 наискосок влево и вверх, 3
вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 2 вверх, 1 вправо, 1
вверх. Должна получиться собачка. Для начала, возможно, это сложное упражнение,
придумайте фигурку попроще. Это упражнение не только развивает мелкую моторику,
но и учит малыша ориентироваться на листе бумаги.
Нанизывание бусинок
на леску, составление рисунков из мелких разноцветных пуговиц или мозаики и
даже помощь в перебирании гречки – все это требует от ребенка усидчивости,
внимания и напряжения пальчиков рук.
Лепка. Работа с
пластилином не только укрепляет кисти рук малыша, это и своеобразный массаж для
пальчиков и ладошек.
Заключительным и
самым важным этапом будет работа с ручкой и листом бумаги – нелюбимые малышней
точки, прямые и косые линии, крючочки и штриховка. Важно следить за тем, чтобы
ребенок не переутомлялся и учился расслабляться: после каждой черточки надо
делать вдох и выдох, ослаблять хватку ручки.
Только потом можно переходить к непосредственному написанию
букв, сначала поэлементному (каждая «палочка» и «крючочек» пишутся с
проговариванием для большего осмысления).
Не забывайте, однако, о том, что усталость к малышу может
прийти уже после пятиминутного занятия каллиграфией. При этом ребенок,
жалующийся на усталость руки, показывает даже не столько на мятые и затекшие
пальчики, сколько на мышцы предплечья. В этом случае руку необходимо
обязательно размять.
Лучше всего поможет массаж.
Поглаживание,
похлопывание тыльной стороны предплечья в направлении от локтевого сгиба к
запястью;
Захват мышцы
массируемой зоны пощипывающим движением большим и указательным пальцами с
постепенным смещением к запястью и увеличением силы нажима;
Рубящие движения
ребром ладони поперек мышц предплечья в быстром ритмичном темпе.
И самое, пожалуй, главное условие обретения ребенком хорошего
почерка – психологический комфорт в период обучения. Сравнивать достижения
малыша нужно не с успехами других ребят, а с его собственными прежними трудами.
Чаще всего грязно в прописях и тетрадках бывает у детей
эмоциональных, неусидчивых, импульсивных. А таким малышам трудно объяснить, чем
нехороши кое-как написанные палочки. Ведь душевных и физических сил он потратил
отнюдь не меньше, а может, и больше, чем его старательный сосед по парте.
Поэтому критика его усилий будет воспринята очень болезненно, а сравнение его
работы с работами других ребят, может вообще довести до отказа обучаться
письму.
И если ваш малыш говорит «У меня ничего не получается!» –
это, скорее всего, призыв о помощи, а не желание услышать «Так ты же не
стараешься!» Все дело в том, что он, как раз-таки старается, но не чувствует
результативности занятий. Поэтому письменные работы первое время необходимо
выполнять вместе с ребенком, без суеты и спешки. Принцип «Лучше меньше да
лучше» особенно уместен в чистописании.
|