Всему свое время?
В последние десятилетия многие родители увлекаются ранним
интеллектуальным развитием своих детей. В Москве и других городах появились
мини-лицеи для четырех-пятилетних детей, шахматные школы для трех-четырехлеток.
А недавно в Сибири появился детский центр, в котором полуторагодовалых малышей
учат... математике и английскому языку. Они еще и ходить-то как следует не
умеют, многие вообще предпочитают передвигаться ползком, поскольку так быстрей
и привычней, а им показывают английские буквы и помногу раз повторяют
иностранные слова
Все смешалось в доме Облонских
Психологи бьют тревогу: множество дошкольников не хотят идти
в школу! Такого раньше никогда не было, говорят специалисты. Дети, наоборот,
мечтали о школе, потому что это был важный рубеж взросления. Конечно, потом
многих постигало разочарование и в среднюю школу рвались уже не так, как в
начальную. Но в первый класс дети шли как на праздник. Еще бы! Ведь они
становились «большими» и уже могли сверху вниз взирать на детсадовскую «малышню»,
с которой еще весной играли на равных.
Почему происходит такой откат, надеюсь, понятно. Раньше
школа действительно являлась для первоклашек новой ступенькой. У них начиналась
новая жизнь. В школе все обстояло по-другому, не так, как в детском саду.
Причем различия были самые что ни на есть существенные для этого возраста. В
школе никто не спал, не играл, не гулял, а УЧИЛСЯ. Конечно, в подготовительной
группе детского сада тоже устраивались занятия, но они воспринимались
ребятишками скорее как репетиция, «игра в школу». И самое главное, в саду не
задавали уроков и не ставили оценок. То есть, мера ответственности ребенка за
свою учебу была в саду минимальной, а при переходе в первый класс резко
возрастала. Что, собственно, и порождало вполне справедливые представления о
том, что школьник - человек взрослый. Да одна покупка «Подарка первокласснику»
- ранца с множеством школьных принадлежностей - чего стоила! Весной или в конце
лета родители торжественно шли с чадом в магазин и покупали ему «Подарок», которым
он потом хвастался перед родными и соседями, а те, преувеличенно восторгаясь,
говорили: «Да, Вася, наконец-то и ты дождался! Видишь, как время летит? Еще
вчера ты был малыш, а уже - первоклассник».
Теперь же ранцем первоклашку не потрясешь, потому что он
привык носить его на занятия по подготовке к школе. Оценок в начальных классах
часто не ставят, а уроки, наоборот, задают и четырех-пятилеткам. Как говорится,
все смешалось в доме Облонских, и никакой особой разницы при поступлении в
школу дети не чувствуют, никаких взрослых «привилегий» не получают. Только
нагрузка увеличивается, а к этому-то ребята как раз оказываются не готовы.
Прыгать через ступеньки
Любой психолог знает, что ребенок в своем развитии проходит
разные этапы или стадии.
Сперва его мышление бывает наглядно-действенным: осваивая
мир, он воспринимает его через те или иные действия.
Например, тарелка - это то, из чего едят суп или кашу.
Примерно к двум годам появляется наглядно-образное мышление:
взяв палочку, малыш уже может представить себе, что это ложка, и совершать ею
нужные действия, например накормить плюшевого мишку. И в два, и в три года
детское мышление еще очень конкретно, абстрактные категории становятся
доступными позже. Зачатки логического мышления возникают при нормальном
развитии к концу дошкольного периода, а окончательно этот тип мышления
формируется в подростковом возрасте.
Если же раньше времени пытаться развить то, до чего ребенок
еще объективно не дорос, происходят серьезные деформации. Когда речь идет о
физическом здоровье, это более или менее понятно. Никакой здравомыслящий
родитель, как бы ему ни хотелось вырастить ребенка настоящим мужчиной, не будет
навьючивать на дошколенка мешок с картошкой, прекрасно понимая, что бедняга
надорвется. Но когда речь идет о вещах нематериальных, которые нельзя увидеть
или пощупать, здравомыслие порой нам отказывает.
«Преждевременная интеллектуальная тренировка ведет к
перенапряжению структур мозга, - утверждает крупнейший детский психиатр Галина
Вячеславовна Козловская. - Это чрезмерная нагрузка на левое полушарие, височные
области и лоб. В результате, лишая ребенка возможности проходить нормальные
этапы развития, его на всю жизнь делают ущербным. Психика его расшатывается, и
впоследствии он будет плохо развиваться».
То есть цель вырастить интеллектуала, ради которой ребенка
зачастую лишают детства, достигнута не будет, и логическое мышление, которое
преждевременно пытались развить, в результате не разовьется даже до нормального
уровня. Именно это и наблюдают сейчас педагоги, изумляясь тому, что вроде бы
эрудированные, натасканные старшеклассники неспособны к обобщениям, логическому
переносу, мыслят шаблонно, изъясняются готовыми клише.
Гибкость мышления, свойственная юности, у них отсутствует.
Они с таким упорством цепляются за стереотипы, как будто им не пятнадцать, а
семьдесят пять, когда человеку действительно бывает не под силу (и то, обычно
при не очень тренированном уме!) отказаться от своих закоснелых представлений.
Дети не умеют играть
Еще недавно это казалось странным. Как?! Неужели кого-то
надо учить играть? Да такого быть не может, ведь игра - неотъемлемая часть
детской жизни, детей хлебом не корми - дай поиграть! И действительно, раньше
отсутствие интереса к играм встречалось только у детей с очень серьезным
повреждением психики. Теперь же родители все чаще жалуются на то, что их вроде
бы совершенно нормальные сыновья или дочки не интересуются игрушками и не умеют
играть даже в простейшие ролевые игры (типа «дочки-матери» или «доктора»). И
очень часто оказывается, что этих ребятишек с раннего возраста усиленно
развивали в интеллектуальном плане.
Кое-кто (особенно папы) даже радуется, что ребенок «не бьет
баклуши, а занимается делом»: решает математические задачки, с четырех лет
самостоятельно читает, метит в юные гроссмейстеры. И родителям удобно: взял
готовое пособие, выполняешь вместе с малышом полезные задания. Не надо ломать
голову, изобретая сюжеты для игр, которые, вдобавок, кажутся многим взрослым
бессмысленными и скучными.
Но игра - важнейшая сфера деятельности ребенка. Самая,
наверное, важная, ведь в игре он познает мир, примеряет на себя различные, в
том числе «взрослые», роли, учится общению, постигает оттенки чувств.
И если в этой сфере пробел, эмоциональное развитие ребенка
затормаживается, а личность деформируется.
Бедный, бедный Кай...
Ранняя интеллектуализация приводит к формированию шизоидного
типа личности. Вот что говорит об этом практический психолог Ирина
Александровна Карпенко: «В юных интеллектуалах с малолетства подогревается
эгоизм. А эмоциональное недоразвитие ведет к аутизации, отстранению от
окружающего мира. Ребенок не понимает людей, не чувствует их и не интересуется
ими. Из-за аутизации он часто ведет себя неадекватно, что еще больше затрудняет
его контакты. Начинается отставание в психологическом плане. Такие дети, с
одной стороны, интеллектуально более развиты, а с другой - гораздо инфантильнее
сверстников, и этот разрыв мешает гармоническому развитию личности.
По большому счету для такого ребенка будет закрыта настоящая
социализация. Работать с людьми и уж тем более возглавить коллектив он не
сумеет, хотя амбиции у него часто непомерные. Еще бы, ведь он с детства привык
к своему интеллектуальному превосходству.
Превосходства уже давно не будет, поскольку ранняя
интеллектуализация закрывает детскую спонтанность и гибкость мышления, а
амбиции останутся.
Ну, и кем он сможет стать? В лучшем случае его путь - это
путь одинокого компьютерщика. Такому мужчине трудно найти жену. Но даже если
ему повезет и его полюбит женщина материнского, опекающего типа (именно это
нужно для семейного счастья инфантильному Знайке) - в семье, очень возможно, не
будет детей. Судьба девочек складывается еще драматичней. Хотя поначалу все
вроде бы идет неплохо. Они обладают качествами, способными увлекать мужчин, и,
решаясь на замужество, как правило, делают удачный выбор. Но затем жизнь идет
наперекосяк, поскольку такие аутизированные женщины живут как бы в капсуле, по
своей программе, а их родные начинают тихо сходить с ума. Особенно страдают
дети - самое слабое звено в семье».
Если же в ребенке от природы есть черты шизоидности, то
ранний упор на логическое мышление может настолько усугубить психику, что
встанет вопрос об обращении к врачу.
«Помните Кая из «Снежной королевы» - любит повторять, читая
лекции студентам, другой детский психолог Ирина Яковлевна Медведева. - Не знаю,
намеренно или невольно, но датский сказочник создал потрясающий по своей
диагностической точности образ шизофреника. В сердце у него ледяная игла (в старину,
кстати, шизофрению, весьма выразительно называли «скорбным бесчувствием»), а ум
всецело занят решением сложнейших абстрактных задач: герой пытается сложить из
льдинок слово «Вечность».
l Александра Грибоедова обучали дома гувернеры. Так, читать
он умел уже к трем годам. А в одиннадцать лет он поступил в Московский
университет. К шестнадцати годам закончил философский факультет.
l В пять лет Сергей Есенин уже бегло читал, а стихи начал
писать в возрасте девяти лет.
l Вольфганга Амадея Моцарта с младенчества по требованию
отца «выкладывали» у клавесина, когда на нем играла его мать. Как только малыш
стал ползать, он по несколько раз в день добирался до клавесина. А когда встал
на ноги, то первой игрушкой был для него клавесин. И отец поощрял такое «баловство»
юного дарования.
l Авиценна (Абу Али Ибн-Сина) был сыном собирателя дани,
по-нашему - налогового инспектора. В те времена собирать приходилось в
буквальном смысле: руками перебирать, сортировать монеты, ювелирные изделия,
посуду из ценных металлов, драгоценные и полудрагоценные камни, жемчуг,
ткани... Отец оказался идеальной сиделкой для сына. Почти ежедневно многие
часы, а в «отчетный период» и в течение всего дня, он занимался «натуральной
бухгалтерией»: сортировал предметы, пересчитывал вслух и одновременно
присматривал за младенцем, который ползал рядом и, как и все малыши, тут же
начинал повторять движения и речь отца. К двум годам Авиценна освоил счет.
Манипуляции руками с бесчисленным множеством повторяющихся предметов,
приносимых горожанами в качестве податей, их пересчет и взвешивание на весах и
руками позволили маленькому Абу развить одновременно феноменальные
«мануальный», «вербальный» и другие формы интеллекта. Другого исхода и не могло
быть. Так, в школе он мог обнаружить подложенный ему специально лист бумаги под
ковром, на который садился, а став врачом, мог различать более ста болезней по
едва уловимым изменениям пульса пациентов.
Не хочу учиться - хочу жениться...
В дошкольном возрасте надо, прежде всего, заботиться об
эмоциональном благополучии малышей. Остальное второстепенно.
«Главное, - утверждают психиатры, - дать детям набегаться,
на- играться, почувствовать тепло и заботу матери». Когда же мама нацелена в
первую очередь на интеллектуальное развитие малыша, она нередко ставит его в
эмоционально тяжелую ситуацию. Допустим, он хуже других ребят справляется с
заданиями, а она начинает его сравнивать, стыдить, сердиться.
Или другой пример. Ребенок повышенно утомляем, раним,
чувствителен. Высидеть на уроке, пусть даже длящемся всего двадцать минут, для
него тяжело. В группе детишек он чувствует себя неуютно. Вернувшись из
мини-лицея домой, малыш хочет отрешиться от неприятных переживаний, отдохнуть,
поиграть. А его заставляют выполнять домашние задания. Он сопротивляется, впадает
в агрессию. Годам к семи у ребенка уже может выработаться стойкое отвращение ко
всему, что так или иначе связано со школой. А отношения с мамой серьезно
разладятся.
Очень важно и не оказывать насилие над природной
любознательностью ребенка. Забегая вперед, заставляя его интересоваться теми
вещами, которые в силу возраста бывают ему труднодоступны, взрослые не
стимулируют, а, наоборот, убивают детскую любознательность. Знания набивают
ребенку оскомину, и в подростковом возрасте, вырвавшись на свободу,он зачастую
хочет только одного: развлекаться.
Так что лучше дать детям наиграться вовремя. Тем более, что
те же самые начатки счета или чтения они гораздо быстрее усвоят в ролевой игре
«в школу», обучая кукол или плюшевых зайцев. Как усваивали подобные премудрости
предыдущие поколения, подарившие миру столько изобретений и научных открытий,
да и пишущие обычно куда грамотней современных выпускников, хотя практически
никто из них в пять лет читать еще не умел, а о раннем интеллектуальном
развитии тогда никто и не слышал.
Великие о воспитании детей
«Некоторые думают, что не следует начинать учить детей
раньше семилетнего возраста, так как, по их мнению, до этого времени ни
способности, ни физические силы детей не позволяют еще заниматься учением.
[...] Но основательно рассуждают те, которые думают, что ... ни одного времени
в жизни человеческой не следует опускать без внимания .[ ... ] Так почему же
нельзя бы приучить к наукам в том возрасте, когда можно приучить к благонравию?
[ ...] Зачем же, в ожидании семилетнего возраста, прене- брегать выгодой,
какова бы она ни была? Правда, в таком раннем возрасте он немногому научится,
однако чему-нибудь все большему научится в тот год, когда ему следовало бы
учиться и этому немногому. Таким образом, он год от года будет приобретать
познания и достигнет желаемого успеха; и сколько времени выиграется в детстве,
столько сбережется для юношества. [...] Итак, не станем напрасно терять
времени, тем более что для начала всех наук нужна одна память, которою дети
одарены в самой высокой степени. Я не осуждаю известного способа заохочивать
детей к учению, т.е. давать им вместо игрушки буквы, сделанные из слоновой
кости... Когда же дети начнут учиться письму, то не худо бы давать им дощечки с
искусно вырезанными на них буквами, чтобы по черточкам, как по бороздкам, ходил
стиль; удерживаемый с обеих сторон, он не скользил бы, как бывает на воске, и
дитя путем постоянного подражания научится писать тверже и чище».
«О воспитании оратора», Марк Фабий Квинтилиан, крупнейший
представитель педагогической мысли Древнего Рима
«Природа всех рождающихся существ такова, что они являются
гибкими и легче всего принимают форму, пока они в нежном возрасте; окрепнув,
они не поддаются формированию. Мягкий воск можно лепить, но если он затвердеет,
то его легче обратить в порошок. Молодое дерево можно сажать, пересаживать,
подчищать, изгибать, как угодно; но если оно выросло, это невозможно сделать.
[...] Все это, очевидно, в такой же мере относится и к самому человеку. У него
мозг (как мы выше сказали), воспринимая попадающие в него через органы чувств
образы вещей, похож на воск, в детском возрасте вообще влажен и мягок и
способен воспринимать все встречающиеся предметы; затем понемногу высыхает он и
твердеет, так что, по свидетельству опыта, вещи запечатлеваются и отображаются
на нем с большой трудностью. Отсюда известное выражение Цицерона: «Дети быстро
схватывают бесчисленное множество предметов». Только то в человеке прочно и
устойчиво, что он воспитывает в себе в раннем возрасте».
«Великая дидактика», Ян Амос Коменский
«Те, которые имели возможность внимательно наблюдать жизнь и
развитие детей, легко могли убедиться, что много хорошего и плохого в их
характере и склонностях образуется в них раньше достижения ими второго года их
жизни и что некоторые стойкие склонности развиваются в них к концу первых
двенадцати или даже шести месяцев их существования. Чтобы избежать этого зла
(«узкой специализации», знания только определенного предмета), которое будет
держать человечество на чрезвычайно низком уровне развития, все дети должны
получать общее образование с ранней молодости, что сделает их понимающими цели
общества, в высшей степени полезными для общества и способными принести ему
много счастья. Каждый ребенок в возрасте до 12 лет может легко усвоить
правильные общие основы всех знаний, какие человечество приобрело до сих
пор...»
Роберт Оуэн
Татьяна Львовна ШИШОВА,член союза писателей РФ, педагог,
автор многих книг и уникальной методики по куклотерапии. Закончила РУДН им.
Патриса Лумумбы. Известный переводчик с испанского и английского
|